Вторник, 18.09.2018, 16:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Людмилы Енисеевой-Варшавской

Каталог статей

Главная » Статьи » Театр » Театр Лермонтова

Память священная
      10 февраля – день гибели Александра Сергеевича Пушкина

Казахстанская пушкиниана достаточно обширна. Здесь редчайшие находки и книги замечательного писателя и эрудита Николая Раевского, собранная Нысанбаем Избаевым знаменитая коллекция изданий поэта и материалов о нем, изображения его в гипсе, дереве и металле, выполненные старейшим скульптором Исааком Иткиндом и нашим современником Вагифом Рахмановым, многочисленные рисунки книжного иллюстратора Альберта Гурьева, переводы прозы и поэзии на казахский язык, любопытные публикации Бориса Дивинского, Евгения Гуслярова, Константина Гайворонского и других, и так далее и тому подобное. Кажется, все уже исследовано, изучено и зафиксировано. Но копилка связанных с Пушкиным дел и  все пополняется и пополняется. И вот сегодня, в день гибели Александра Сергеевича мы хотим предложить вашему вниманию еще один памятный факт. Известно, что 100-летие со дня гибели Пушкина, пришедшееся на самый расстрельный – 1937-й - год, в советской стране отмечалось широко, если не сказать, торжественно. Это было большое общесоюзное мероприятие, которое проводилось повсеместно – от детских садов до Академии наук. Есть множество описаний, как все происходило в Москве, Ленинграде, в самих пушкинских местах. А вот чем жил в те дни Казахстан и его столица, мало кто помнит.Тогда, оказывается, повсюду организовывались  музыкальные вечера и литературные чтения, на производствах и в учебных заведениях ставились самодеятельные спектакли, проходили городские выставки рисунков и поделок. В Алма-Ате было даже яркое праздничное шествие по улицам города, а точнее, костюмированный карнавал.  Но больше всего привлек публику большой пушкинский вечер в Русском театре драмы, подготовленный его художественным руководителем Юрием Рутковским и высланным в те поры сюда учеником Мейерхольда Леонидом Варпаховским.
    - Это было очень впечатляющее театральное действо, сотканное из стихов и писем Александра Сергеевича, воспоминаний о нем современников, вдохновенной игры актеров и разного рода сценических приемов и эффектов, - рассказывает дочь Рутковского Галина Юрьевна. – Представление состояло из трех частей: «Юность», «Вдохновение» (Болдинская осень и игровые отрывки из «Скупого рыцаря» с актером Дымским в главной роли), «Смерть поэта». На сцене полуамфитеатром сидел весь актерский состав - светское общество пушкинской поры. Женщины в длинных вечерних платьях, с прическами, мужчины - во фраках. Слева – белая античная колонна, на ней бюст Пушкина.
От лица поэта вел выступал артист Иртенев. Начиная вечер, он стремительно выходил на авансцену, в зале вспыхивал свет, и звучало всем известное пушкинское: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». После этого шли воспоминания современников. Актеры представляли каждый свой персонаж. Сидя в большом старинном кресле, вел рассказ о Пушкине его ближайший друг Василий Андреевич Жуковский. Обмахиваясь веером, поправляла свои прекрасные, как на портрете художника Гау, локоны Натали Гончарова (актриса Сахарова). Со старинной сумочкой на коленях рассматривала всех участников бала в очень модный по тем временам лорнет княжна Загряжская. Бала как такового не было, шло лишь музыкальное сопровождение скрипки, виолончели и пианино. Звучали вальсы и мазурки, под которые танцевала когда-то Натали то с самим царем, то с Дантесом.
    Сцена дуэли Пушкина-Иртенева и Дантеса-Михайлова сопровождалась шумово - отдельными фразами действующих лиц, репликами, сплетнями-«шу-шу-шу», шелестом вееров, щелканьем шпор, обрывками из писем, доносов… Шла придворная интрига, в которую втянуты были как приближенные Николая I, так и пушкинское окружение. Это была своеобразная иллюстрация воспоминаний и размышлений всех причастных к этой трагедии, перемежавшихся с пушкинскими строками. Говорили те, кто плел заговор, и те, кто старался оберечь поэта от трагедии. Но снежный ком набирал силу. И вот уже дуэлянты стоят по центру сцены, принимая от секундантов пистолеты, расходятся по сторонам, и, сбросив с плеч крылатки, медленно приближаются друг к другу. Луч света сопровождает  Пушкина. Смертельный выстрел, смятение в амфитеатре, охи-ахи, всхлипы, реплики. И - начало предсмертной агонии поэта. Последние часы жизни его минута за минутой, в деталях воспроизводятся строками тех, кто был рядом с ним и кто оставил об этом свои записки и воспоминания. Затем следовал момент ухода Пушкина из жизни: полная темнота, и опять - яркий свет. На сцене появлялся актер Иртенев в образе поэта и от его имени читал адресованное нам:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…
С этими словами вставали все актеры, а за ними все, кто присутствовал на вечере. Зал взрывался долгими несмолкающими аплодисментами, и это была искренняя дань памяти и признательности Александру Сергеевичу за его стихи и позу, за его жизнь, за все то, что он сделал для нашей культуры.
    Пушкинский вечер этот повторялся на сцене Русского театра драмы в течение всего года. На нем побывала по нескольку раз вся Алма-Ата. Я тоже не пропустила ни одного представления, и всякий раз так хотелось, чтобы хоть каким-то чудом любимый нами с чуть ли не с ясельных лет поэт остался в живых. И хотя почему-то этого так и не произошло, для меня он во многом благодаря этой театрально-литературной постановке все равно не умер.
Категория: Театр Лермонтова | Добавил: Людмила (02.06.2013)
Просмотров: 425 | Теги: Александр Пушкин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наши песни
Категории раздела
Поделиться!
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика