Алихан Букейханов (1869-1937) - один из лидеров
Степного края, организатор и руководитель национально-демократической
партии Алаш, глава первого казахского национального правительства
Алаш-Орда. Был депутатом Первой и членом Бюро мусульманской фракции IV
Государственной думы России. Санкт-петербургский масон. Ученый-лесовод,
член Императорского Русского Географического общества. Экономист,
историк, этнограф, литературовед, публицист. Расстрелян в 1937 году.
Чтобы
понять высокий смысл этого заголовка, нужно вспомнить, что слово «алаш»
во все времена означало то же, что и «казах». То и другое - этнонимы,
то есть, самоназвание казахского народа. В досоветский период слово
«алаш» активно бытовало в речи, и не удивительно, что именно им была
названа политическая партия, отстаивавшая право казахов на
самоопределение. Создал ее и руководил ею выдающийся государственный и
общественный деятель, депутат Первой Государственной Думы России, а в
1917 году председатель санкционированного советской властью Казахского
автономного правительства «Алаш-Орда» Алихан Букейханов, которого
Султанмахмут Торайгыров назвал Алиханом всего Алаша. Расстрелян в 1937
году. Много лет исследованием его жизни и творчества занимается кандидат
исторических наук Султан Хан Джусипов. Именно ему удалось впервые
сделать то, о чем даже в начале 90-х годов прошлого века никто из
советских людей и помышлять не мог. А именно – получить в официальном
порядке из КГБ СССР документы следственного дела Алихана Букейханова.
$IMAGE1-left$ Перепуганный страшными криками, Мир-Якуб устремился к
окну и ничего не мог взять в толк. Там, вдали от лагерного лазарета,
творилось что-то невообразимое. Стоящий за мостом сарай был охвачен
пламенем. Оно объяло его со всех сторон, и одряхлевшее от времени
строение пылало, словно карточный домик. Ну, ладно бы, – просто пожар,
чего не бывает в этой мало кому понятной жизни. Но там, в сарае,
оказались люди. Много людей. Крепко запертые, они метались, звали на
помощь, пытались выломать доски, вышибить дверь. Безрезультатно. А тем
временем огонь сделал свое дело, образовав в стене естественный лаз, и
обезумевшие от страха люди пошли выпрыгивать, выскакивать, выламываться
из этого жуткого заточения.
Сколько лет уже, приходя в мастерскую народного
художника Казахстана Сахи РОМАНОВА, вижу я на подрамнике холст с
устаревшим, в общем-то, для нашего времени названием "Эхо "Авроры". Как
из омута лет проступают в штриховых набросках до боли знакомые
персонажи: в скромной кепочке улыбающийся Владимир Ильич и попыхивающий
своей знаменитою трубкой Иосиф Виссарионович. "Вокруг, за тюремными
решетками, - поясняет автор, - будут изображены погибшие в результате
репрессий Сакен Сейфуллин, Ильяс Джансугуров, Беймбет Майлин, Магжан
Жумабаев и другие сыны казахского народа. Много лиц. Галерея лиц. А
где-то там, абрисом -- крейсер "Аврора" с его судьбоносно-революционным
залпом". Так говорит Сахи, как бы выверяя еще и еще раз свой замысел на
других.
«И не хватает двадцати четырех часов в сутки» -
Почему так бывает? Вот я был со своими коллегами в Венгрии и главное,
что вынес оттуда, – пронзительное ощущение привязанности к нашему
степному простору, к родной земле. А ведь чего мы там только ни видели –
и памятные места, и старинные архитектурные ансамбли, и музейные
шедевры! Но среди всего этого великолепия образовался вдруг тихий
ностальгический родничок – как наваждение, рисовались в воображении
джайляу, вечерний аул, замерзшие в неподвижности вековые курганы. Улучив
время, я сделал тогда литографию, назвал ее «Воспоминания о Родине» и в
память о встречах подарил по листу своим венгерским друзьям-художникам.
С этих слов начался наш разговор с известным казахстанским художником
Сахи Романовым – человеком ярким, энергичным, эмоциональным. Хороший
рассказчик, он рад, когда есть возможность порассуждать о том, что для
него важнее всего в жизни, То есть, о его профессии. Именно о ней шла
речь и в этот раз. Выбрав наиболее интересные моменты беседы, я решаюсь
предложить читателям их в литературной записи, опустив при этом свои
вопросы, реплики и второстепенные детали.
В эти дни, отмечая свое 1500-летие, Туркестан принимает гостей.
Повсюду на обновленных улицах его, в самом мавзолее Ходжи-Ахмеда Ясави,
как когда-то в древности, - многоноликая, разноголосая, из разных стран
прибывающая публика. Такого многолюдья древняя столица Турана в наши
дни, пожалуй, даже и не видала. Хотя старожилы вспоминают, как однажды,
лет тридцать назад, все запестрело вдруг здесь тюбетейками, меховыми
малахаями, зелеными и белоснежными чалмами, и начался на центральной
площади шумный торг прибывающих на ярмарку со всех концов света
караванщиков-купцов. Правда, все уже знали, что это наши
кинематографисты ведут съемки картины "Безбородый обманщик", или как
еще называют ее - "Алдар Косе". Дабы события в ней выглядели вполне
убедительно, из фанеры и пенопласта был выстроен вокруг мавзолея такой
же город, каким был некогда Туркестан. Делался он по эскизам одного из
художников-постановщиков фильма, к сожалению, сейчас уже ушедшего в мир
иной Кулахмета ХОДЖИКОВА.
Десять лет назад по случаю 60-летия известного художника
театра и кино, автора многих книжных иллюстраций, заслуженного деятеля
искусств республики Кулахмета ХОДЖИКОВА состоялось открытие его
выставки. Режиссеры, актеры, операторы, художники, литераторы,
книгоиздатели, знатоки народного искусства — каждый находил в
графических листах и эскизах юбиляра что-то созвучное собственной душе,
вспоминая о днях совместной, может, и не всегда спокойной, но непременно
плодотворной работы. Вот тогда-то и подошел к Кулахмету-ага молодой
человек. — Простите, — обратился он к аксакалу, — мне кажется, что
эту сцену обручения Тулегена и Кыз-Жибек я уже видел на экране. Не
заимствована ли она случайно вами из фильма! Кулахмет-ага пожал
плечами — слишком долго было все объяснять. Действительно, откуда знать
юноше, что он, Ходжиков, провел подготовительный период фильма
«Кыз-Жибек», и, отвлеченный другой, более срочной работой, передал
эскизы замечательной художнице Гульфайрус Исмаиловой, осуществившей всю
остальную, огромной сложности работу по оформлению картины. Откуда
ведать, что легенда о «степных Ромео и Джульетте» всю жизнь волновала
его воображение, и он долгие годы по крупицам собирал материалы уходящей
старины. Что ж, если даже молодой, малоискушенный в искусстве зритель
нашел сходство с киноизображением, он, художник, сделал свое дело, как
надо.
Шакен АЙМАНОВ (1914-1970)– актер и режиссер театра и кино,
народный артист СССР и Казахской ССР, лауреат Госпремий СССР и Казахской
ССР. Художественный руководитель «Казахфильма», один из основателей и
первый секретарь правления Союза кинематографистов Казахстана. Член жюри
Международного кинофестиваля стран Азии и Африки в Каире, III
Московского международного кинофестиваля и Комитета по Ленинским
премиям. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, двумя
орденами «Знак почета», а также медалями.
«Шакен Кенжетаевич
Айманов был исключительно природным дарованием, самородком. В молодости
он ярко заявил о себе как артист - а если есть настоящий, большой
талант, то он никогда не замыкается на одном деле. Он проявляется во
многом. Великолепный актер сцены, Шакен-ага сначала стал режиссером
театра, потом снимался в кино и снимал фильмы, а также вел огромную
общественную работу». Вот такие слова о своем учителе Шакене Айманове
были произнесены его учеником и последователем в области кинорежиссуры
Эльдором Уразбаевым. Совершенно справедливые по сути своей, они как бы
итожат то, что сказано и написано самим Шакеном-ага, а также теми, кто
знал его, работал с ним и наблюдал в разных ипостасях. Взятые из первых
рук записи эти и определили характер предлагаемого вам материала.
Гавриил Адрианович ТИХОВ (1875-1960) – один из крупнейших
астрономов советского периода, старейший пулковчанин. С 1941 года до
последних дней своей жизни работал в Казахстане. Член-корреспондент
Академии наук СССР, академик Академии наук Казахстана. Организатор и
руководитель Сектора астроботаники при Президиуме АН КазССР.
Есть ли жизнь на Марсе – нет ли жизни на Марсе?.. 20 лет эпицентр
волновавшего в прошлые годы весь мир вопроса находился в Казахстане. Да,
именно здесь, в Алма-Ате, фокусировался и отсюда исходил научный спектр
относящихся к нему гипотез и предположений, наблюдений и исследований,
экспериментов и результатов. Именно тут родилась наука по имени
«астроботаника», и родоначальником ее был один из крупнейших астрономов
прошлого века Гавриил Адрианович Тихов.
Шахимардан Абилов – единственный певец, который занимается изучением творчества Абая. Это не просто творческая деятельность, это граничит с научной деятельностью. На оперных спектаклях и концертах Абилова присутствовали тысячи слушателей во всех областях Казахстана, а также в Алматы, Астане, Москве, Киеве, Лондоне. И всюду они проходили с большим успехом.
Бибигуль Тулегенова.
Помню, приехала к нам одна узбекская балерина. Женя рисует ее, я
тороплюсь запечатлеть в красках, а маленький Вадик сидит и тихо лепит из
пластилина. У меня она не похожа, у гениального Сидоркина не так чтобы,
а у Вадика - ну прямо вылитая, как есть. А она, наша гостья, смотрит на
все это и говорит: «Ваш сын слепил меня так, как никто до сих пор -
точно, чисто, почти фотографически!». * * * Вадик
был художником с самого детства. Все стены в нашей квартире были
зарисованы им. Мы его не останавливали. «Монументалист растет!» -
шутила, заходя в дом, искусствовед Людмила Долгушина. А замечательный
художник Павел Яковлевич Зальцман все выпрашивал у него почеркушки.
Когда пришел момент решать, куда Вадику идти после школы, мы с Женей
сказали – пусть будет математиком! Оказавшийся при этом выдержанный и
уравновешенный Павел Яковлевич вышел из себя: «Нет, вы посмотрите на
этих умников! Сами выучились на художников, а родного дитятю – в
математики! А ведь он отмечен Богом, и пренебречь этим – грех. Так что
перестаньте мудрствовать и отдайте сына в художественное училище!».
Именно так мы и поступили, чем определилось будущее Вадима. Гульфайрус Исмаилова.
«СТИХИ ИЗ ЧЕМОДАНА» - так называется выпущенный мною недавно двухтомник стихов Льва ЩЕГЛОВА – очень близкого и дорогого мне человека. В выходных данных значится: - Этот сборник из двух книг включает в себя значительную часть того, что было написано поэтом Львом Щегловым (1932-1996 гг.). Здесь лирическая и ироническая поэзия, исторические циклы и остросюжетная тематика, стихотворные репортажи и посвященные творчеству разделы, сказочки для взрослых и детей. Перо поэта оригинально, своеобычно и своенравно. - Лев Сергеевич Щеглов (1932-1996 гг.) - поэт, автор 11 стихотворных сборников, изданных в Москве и Алма-Ате. Переводчик. С 1971 по 1978 год работал в издательстве "Жазушы". Редактор 20 книг казахстанских поэтов. Мастер иронического стиха, печатался на 16 полосе "Литературной газеты", в журналах «Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Крокодил», «Сибирские огни», «Простор», «Нива». - Поэт с большой буквы – так представляет автора этого сборника сайт «Московские писатели». Лев Сергеев...