Суббота, 18.11.2017, 14:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Людмилы Енисеевой-Варшавской

Каталог статей

Главная » Статьи » Театр » ТЮЗ им. Н.Сац

ТЮЗ: НАШ ЧУТКИЙ ЗРИТЕЛЬ

«Для детей надо играть так же, как для взрослых, только еще лучше»

                                                                                                          К.С. Станиславский

                                                ВЫСОКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

         Он родился 7 ноября 1945 года, в день 28-летней годовщины Великого Октября. Первым тюзовским спектаклем стала «Красная шапочка», поставленная его создательницей и первым главным режиссером Натальей Ильиничной Сац.

Наверняка и сейчас среди тюзовского зрителя есть тот, кто был на его первом спектакле. Подтверждением тому вот эти строки из открытки, присланной несколько дней назад в благодарность от зрителей старейшей актрисе театра, ныне заслуженной артистке Чечено-Ингушской АССР и народной артистке Казахской ССР Ольге Алексеевне Решетниченко: «Весной этого года исполнилось 40 лет, как я впервые увидела вас еще на сцене театра юного зрителя в городе Грозном. И вот уже более 30 лет вы работаете здесь, в Алма-Ате, где по счастливой случайности живем теперь и мы. Мои дети мужали и росли вместе с ТЮЗом. Он стал для них «властителем дум», научил «с кого делать жизнь». Мы все до сих пор любим и ходим на спектакли нашего детского театра».

– Ольга Алексеевна, конечно же, такая признательность и верность зрителя очень трогают. Особенно когда на ваших героях, а в данном случае на мальчишках, которые вы сыграли в эти годы, выросло не одно поколение. Давайте вспомним, как начинался наш ТЮЗ, а я его тоже отношу к числу своих, так как он вошел в мою жизнь. Вместе с ним я росла и открывала для себя новый неизведанный мир, я решала с ним свои проблемы, он помогал мне многое понять, он научил меня любить добро и ненавидеть зло. И вот уже 35 лет он также неустанно ведет в бой за человека, за воспитание в нем духовных и нравственных чувств.

– Это верно. Вот почему я ни разу не пожалела, что работаю в детском театре. Вот почему в суровое для страны время, в 1944 году,  когда еще шла война, по инициативе Центрального Комитета комсомола Казахстана правительство приняло решение о создании первого в республике театра для детей.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 

Начало Великой Отечественной войны, год 1941. Война ворвалась в нашей стране в каждую семью, в каждый город, в каждую республику. Ее тяжкое натруженное дыхание донеслось и в далекую от фронта Алма-Ату. Сюда спешили через всю страну эшелоны с блокадными ленинградцами, с большеглазыми от худобы, истощавшими и побелевшими, как бумага,  ленинградскими ребятишками. Сюда же по решению Советского правительства были эвакуированы многие театры и киностудии страны. Жила здесь и «тетя Наташа» –  Наталья Ильинична Сац,  создательница первого в мире детского театра, открывшегося в 1918 году в Москве, неутомимый организатор, любимица детворы.  И, конечно же, создание ТЮЗа не обошлось без нее.

Нынешнее здание театра было когда-то первым «высотным» кинотеатром в низкорослой «одноэтажной» Алма-Ате. И именно оно должно стать театром для детей, так решила Наталья Ильинична.

Постановлением правительства было принято решение о реконструкции этого здания. По выходным дням молодежь города под развернутыми знаменами своих комсомольских организаций приходила на воскресники в ТЮЗ. Вместе со строителями и комсомольцами города строили свой театр и будущие артисты. Вечерами в дежурке, в недостроенных помещениях они репетировали свой первый спектакль «Красная шапочка» и ожесточенно спорили о путях нового  театра, а утром выходили на строительство. Месила цемент Красная шапочка – Юля Карасева, помогали ей Бабушка – Екатерина Прокопьевна Золотова и Заяц Белоух – Рита Третьякова; таскали на носилках кирпичи Волк – Юрий Померанцев и Уж – Павел Поторока. Профессиональных актеров в труппе было сперва совсем немного. Но волей войны в Алма-Ате в те годы собрался цвет нашего искусства. У колыбели ТЮЗа стояли замечательные «крестные» – Сергей Эйзенштейн, Вера Марецкая и Николай Черкасов. Они и многие другие большие мастера театра и кино принимали участие в концертах вместе с молодыми тюзовскими артистами для того, чтобы привлечь внимание зрителей к незнакомым молодым именам.

Праздничным утром 7 ноября 1945 года алма-атинские малыши впервые переступили порог своего театра – днем шел спектакль «красная шапочка» Евгения Шварца, поставленный Натальей Ильиничной Сац. Вечером – «Осада Лейдена» («Тиль Уленшпигель») Исидора Штака в постановке Виктора Сергеевича Розова.

– Да, то суровое послевоенное время до сих пор свежо в памяти. И не только работой над спектаклями, где мы ежедневно имели возможность общаться с таким прекрасным человеком, как Наталья Ильинична, но и зрительской аудиторией, ребятами, которые любили нас и верили нам. Уж это-то я на себе почувствовала.

– Ольга Алексеевна, сколько же у вас было мальчишеских имен?

– Ой, не считала. Много, очень много: Шура, Ваня, Саша, Андрюша, Колька или вот Вася из спектакля «Именем революции».

СТРОКИ ИСТОРИИ

К 40-ЛЕТИЮ Ленинского комсомола русская труппа поставила пьесу М. Шатрова «Именем революции», о тех мальчишках и девчонках, которые в 1918 году вместе со взрослыми боролись и отстаивали завоевания Октября. В грозные годы разрухи и интервенции Ленин и партия думали о детях, о новом поколении, о тех во имя кого была свершена революция. В пьесе выведены фигуры вождя пролетарской революции Владимира Ильича Ленина и его соратника – несгибаемого ленинца Ф.Э. Дзержинского. Пресса высоко оценила эту работу театра. «Именем революции» – политически острый, интересный, художественно-выразительный спектакль, свидетельствующий и большой и плодотворной работе постановщика главного режиссера А.Л Мадиевского, художника Г.Н. Маковской и всего творческого коллектива театра. Театр создал правдивое и волнующее драматическое повествование о судьбах молодежи в годы гражданской войны».

– Это был год 1959-й. А еще раньше, в 1951-м году, режиссером Василием Никитичем Беляковым был поставлен спектакль «Зайка-Зазнайка», который живет и поныне. Много сезонов не сходил со сцены спектакль «Аленький цветочек», поставленный заслуженным деятелем искусств РСФСР режиссером Борисом Григорьевичем Гронским, возглавлявшим театр с 1950 по 1956 годы. Особенно памятна мне и роль Димки в спектакле «Димка-невидимка». В 1958 году в Москве на третьем туре Всесоюзного фестиваля театров юных зрителей, куда мы были допущены, я получила диплом лауреата за исполнение этой роли.

В Москву мы возили еще два спектакля –  «Мятеж» по повести Дмитрия Фурманова, «Ибрай Алтынсарин» Акинжанова, но об этом лучше расскажет народная артистка Казахской ССР Амина Умурзакова:

– Прежде чем перейти к памятному для меня спектаклю «Ибрай Алтынсарин», я хочу сказать, что инсценировка повести Дмитрия Фурманова «Мятеж» принадлежала режиссерам-постановщикам спектакля Прасолову и Косубаеву, а также журналисту Олегу Мацкевичу.

«К большим творческим удачам спектакля следует отнести исполнение роли Фурманова артистом В.И. Битенским, Шагабутдинова – заслуженным артистом Казахской ССР К. Кожабековым, Бородатого бойца – народным артистом Казахской ССР, заслуженным артистом Башкирской  АССР Я.Я. Муратовым, Кенбая – К. Джакибаевым»,  так писали тогда в газетах.

Решением жюри фестиваля спектаклю был присужден диплом первой степени.

В наш ТЮЗ я пришла через год после создания казахской труппы. И вообще в театр попала неожиданно. Мне было 15 лет, а моей подруге 17. Она где-то прослышала, что в Ленинграде принимают «учиться на актеров», и ухватилась за эту мысль – поехали да поехали! Ну мы и отправились. Помню, пришла в Ленинградский институт сценического искусства, в класс народного артиста СССР В. Меркурьева, а Василий Васильевич как глянул на меня, так и ахнул: «Что это у нас, говорит, детский сад, что ли?» Но в ученицы все-таки взял, наверное, увидел что-то во мне. Да я и сама очень тогда старалась, так что школу получила настоящую. После института – Чимкентский областной театр, потом штат киностудии и лишь затем – ТЮЗ. Признаться, детскому театру я в ту пору не придавала никакого значения, поэтому, естественно, многое для меня здесь было странным. Когда мне впервые поручили роль мальчика – это был Ефимчик из «Юности отцов» Б. Горбатова, – я даже рассердилась: как это я, героиня, и вдруг должна кривляться на сцене, изображать невесть что! Однако осмотрелась – все играют: кто Зайца, кто Волка, кто Лису, и ничуть не считают это зазорным. Наоборот, лучшего Серого, чем Ю. Померанцев в «Красной шапочке» или скажем, Кота Базиля – К. Джакибаева в известном и очень популярном тогда «Коте в сапогах» представить было невозможно! Постепенно освоилась. Впрочем, «освоилась» – не то слово. Я душой полюбила театр, который стал для меня родным. Это была пора нашего золотого детства, когда все было молодо, вдохновенно, когда с нами работала замечательный мастер Наталья Ильинична Сац, когда начинали раскрываться такие прекрасные дарования, как Камасий Умурзаков, Сапаргали Шарипов, Аккагаз  Мамбетова – первая и бессменная травести казахской труппы, одна из первых героинь Жамал Бектасова, Салима Саттарова, Байдтльда Калтаев, Даупас Шарипов, династия актеров Куланбаевых. Тамара Косубаева и многие-многие другие. Вот уже 35 лет минуло с того времени, а мне все кажется, что я нахожусь в той сказке. Ставили мы и «Двух веронцев» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера, мольеровские «Плутни Скапена». Шли у нас пьесы Ауэзова, Муканова, Тажибаева, Хусаинова, русская классика и современная советская драматургия. Очень много дали нам совместные постановки – русских и казахских актеров. Получился как бы единый коллектив, где взаимопроникновение культур всякий раз было освещено общей творческой идеей. Работали помногу, а в дни каникул вообще играли по три спектакля. Наталья Ильинична умела создать такой настрой, который нам был всем в радость, и потому мы никогда не чувствовали усталости. Задачи всякий раз ставились сложные. Наверное, многие помнят еще молодым редкостного, на мой взгляд, выдающегося актера, ныне заслуженного артиста республики Касыма Джакибаева. Ему было 25 лет, когда он сыграл девяностолетнего старика. Сыграл убедительно, колоритно, как, впрочем, это было и в других многочисленных постановках. Актерскими шедеврами были: главная роль народного артиста Казахской ССР Байдильды Калтаева в «Судьбе отца», Дервиш в спектакле «Ночь лунного затмения», Байтемир – «Тополек мой в красной косыночке» и другие. Большим событием для нашего коллектива стал спектакль по пьесе И. Поповва «Семья», где запоминающиеся образы юного Ленина и Марии Александровны Ульяновой создали Идрис Касымов И народная артистка Казахской ССР Салима Саттарова. Запомнился и образ пламенного вожака молодежи Гани Муратбаева, воплощенный народным артистом республики Кененбаем Кожабековым.

В творческой работе нам пришлось столкнуться со многими талантливыми режиссерами, каждый из которых привнес что-то свое, неповторимое. Это были такие мастера, как  Токпанов, Хайруллина,  Косубаев, Добронравов, Мен Дон Ук Айманов, Пусурманов, Обаев и другие.

Прошло время. Казалось, еще вчера надо было выходить на сцену в роли озорного мальчишки или забавного, скажем, персонажа, а сегодня твое главное амплуа – бабушка. И проплывает в памяти пестрый калейдоскоп разновозрастных героев – веселых и лирических, острохарактерных и эксцентричных. И все они интересны, у каждого самобытный характер, несущий черты определенного времени эпохи. Джулия в «Двух веронцах» и Шауали в «Ибрае Алтынсарине», Рабига в одноименной пьесе Ш. Хусаинова и мать Абая Улжан – в «Молодом Абае», Алтынай в «Первом учителе» и тетушка Кенжегул в комедии «Так мне и надо!…». Около ста ролей, прошедших через твою душу, твое сердце. Все вместе – это бесценный духовный и творческий багаж, без которого я, вероятно, не смогла бы передать святость материнских чувств в фильме «Сказ о матери», не постигла бы мудрой доброты бабушек, которых теперь так часто играю. И какой бы своеобычной ни была моя очередная бабушка, я знаю, что ею прежде всего руководит любовь.

Сейчас наш коллектив значительно обновился, и, что примечательно, пришедшая молодежь сплошь с высшим театральным образованием. Буквально на глазах выросла новая смена – продолжатели нашей молодости. Огромное удовольствие доставляет наблюдать творческий рост таких талантливых исполнителей, как великолепно сыгравший роль Гамлета в новом спектакле нашего театра Алтынбек Кенжеков, Канат Жакипбаев, заслуженные артисты Казахской ССР Мухтар Бахтыгереев Атагельды Исмаилов, Роза Аширбекова, актеры Газиза Абдинабиева, Лидия Каденова, Досхан Жолжаксынов, известный нашим зрителям не только по спектаклям, но и по великолепной работе в картине «Погоня в степи».

У актера ТЮЗа – особое положение. Он имеет дело с очень чуткой, восприимчивой аудиторией, которая точно улавливает, где правда, а где ложь. Это обязывает нас с высочайшей ответственностью относиться к каждому слову, движению, жесту на сцене. Ответственностью, которую нам раз и навсегда внушили наши старшие учителя.

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац | Добавил: Людмила (02.06.2013)
Просмотров: 683 | Теги: ТЮЗ им. Н.Сац | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наши песни
Категории раздела
Поделиться!
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика