Он жил в небольшом провинциальном городке Сморгонь Виленской губернии. Сын местного учителя, он после окончания духовной школы-ешибота стал раввином. Как положено человеку его сана, жил жизнью аскета - спал на голых досках, переходил из семьи в семью, читал талмуд, за что добрые люди его кормили. Понавидался горя и несчастий по самое горло, и сострадание к людям увело его в ряды рабочих-маёвщиков.
Придя к ним однажды на сходку, он оставил религию и ушел в жизнь. Стал переплетчиком, изобрел типографский пресс для тиснения, пробовал другие профессии, менял работу. Но все это его не устраивало. А потом как-то попалась ему монография о замечательном скульпторе Марке Антокольском, и, разглядывая иллюстрации в ней, он понял, что ему было нужно. Он начинает лепить, создавая образы сморгоньской бедноты. Работает днем, работает ночью. Подобно раскаленной лаве, воображение его рвется наружу, выдавая скульптуру за скульптурой.
Хаким НАУРЗБАЕВ, скульптор, народный художник Казахстана.
- Исаака Яковлевича я знал с первого дня своего прибытия в Алма-Ату после окончания своей учебы на Украине. Иткинд родился в 1871 году, то есть, был на три года старше Сергея Тимофеевича Коненкова. Почему об этом говорю? Да потому, что с Сергеем Тимофеевичем я был очень хорошо знаком, и он постоянно говорил о том, что живет у нас в Алма-Ате близкий ему по юности человек – Исаак Иткинд. Он много вспоминал те годы, когда они встречались в компании скульптора Гинзбурга, Алексея Максимовича Горького, Федора Ивановича Шаляпина. Вспоминал, как Шаляпин пел одну русскую песню. Зашел спор о том, что он неправильно ее поет. Замечание это исходила от Иткинда, который утверждал, что вот Коненков, у которого такие выразительные скульптуры, споет как надо! В результате получилась горячая схватка, Шаляпин и Коненков разве что не подрались. Оба были молоды, оба горели патриотизмом и народностью.
7 апреля 130 лет назад родился "казахстанский Микельанжело" Исаак Иткинд
Жизнь скульптора Иткинда по пути в рай
Если вам когда-нибудь посчастливится попасть в хранилище Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева, вы ни за что не пройдете мимо работ Исаака ИТКИНДА. Они нашли приют здесь сразу после ухода мастера из жизни, и это одно из драгоценнейших достояний нашей республики. Тут же вы увидите его композицию "Иткинд в раю", сделанную им за несколько дней до своей кончины. Улыбающийся и блаженный, он упоен прекрасными видениями тех запредельных сфер, которые пугают смертных, но он уйти в них не боялся. "Я, наверное, скоро умру, - при всяком удобном случае делился с окружающими его людьми Исаак Яковлевич, - и тогда попаду в рай. Там, в раю, работы много». Речь шла об обилии необходимого для скульптора рабочего материала, то есть, той самой обнаженной натуры и, конечно же, райского дерева.
Выходит так, что, покинув в девяносто восемь лет этот бренный мир, он вернулся к Богу - тому самому, которого "потерял" в двадцать шесть. Выпускник духовного училища, ступивший на стезю служения Всевышнему раввин, он отказался от Него тогда ради своего художнического призвания. Семьдесят с лишним лет рука его держала резец и молоток, и, несмотря на лишения и невзгоды, которых на его жизнь пришлось более чем достаточно, он был очень счастливым человеком. Самым большим огорчением для него было, наверное, лишь одно - отсутствие материала для работы. Пусть не райского, а обычного земного дерева, ну и, конечно, гипса. Без них он был ничто. Вспоминая голодные, холодные 1930-е годы в Ленинграде, куда Иткинд привез из Москвы чуть ли не вагон своих произведений, Исаак Яковлевич рассказывал: "Учащиеся скульптурного отделения Академии художеств всё бегали их смотреть. Да и вообще в мастерской с утра до ночи толпились люди - спорили, что-то доказывали, называли меня гением. Подумаешь, что мне от их "гения"! Лучше бы принесли ящик гипса или захудалое бревно!".
Ему девяносто с лишним лет. У него удивительная детская ясная улыбка и острый живой взгляд. Волосы и борода совершенно белые, а глаза не утратили ни цвета, ни молодости. Даже когда болезнь сваливает его, и он лежит в постели, то говорит: «Это я не умирать собрался, нет, просто приболел немного. Завтра встану и примусь за автопортрет. Впрочем, если даже умру, работу не брошу. На том свете обнаженной натуры хоть отбавляй, и вдобавок все праведники!».
На рабочем столе Иткинда скульптурный бюст из дерева. Обыкновенная русская женщина. Лицо ее – необычайно выразительное, своеобразное – полно здоровой радости. Живет каждая черточка, крупный нос, крупные губы, щеки. Дерево, что называется, поет и смеется. Но прежде чем родиться бюсту, оно – самый капризный и неподатливый материал – обрабатывалось неутомимым резцом художника.
Вокруг дома Иткинда валяются коряги и пни. Обыкновенные пни, годные разве что на дрова. Для любого прохожего они не представляют ни малейшего интереса. Но художник словно смотрит внутрь потемневших от дождей и солнца стволы и коряги, видя при этом каждый изгиб их волокон, неведомым чутьем угадывая сложную фактуру, и нередко сам материал подсказывает ему решение.
Исаак Яковлевич ИТКИНД (1871-1969) - выдающийся скульптор советского времени. Родился в деревне Дикарки, близ Вильно, окончил высшую еврейскую духовную школу - ешибот, получил подтверждение, дающее право считаться раввином, и… в корне изменил свою жизнь. Перепробовал множество самых разных профессий, ходил на воскресные рабочие сходки, работая в типографии, изобрел пресс для тиснения переплетов, пытался что-то придумать еще и еще. Но все это было не то. И лишь когда ему попалась в руки иллюстрированная книга о замечательном русском скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском, он понял, что ему на самом деле в этой жизни нужно. К этому времени ему было без малого сорок лет.
У достопочтенного
и всеми обожаемого Козьмы Пруткова есть замечательные слова о том, что человек
«проходит жизнь, как огород, наперед зная, что кой-где выдернется ему репа, а
кой-где и редька». Именно эту сентенцию незабвенного мыслителя и доброжелателя
более всего любит актер Государственного академического театра русской драмы
им. М. Ю. Лермонтова, он же народный артист Казахстана Гавриил БОЙЧЕНКО. За шестьдесят
лет своего пребывания на сценическом поприще он не раз
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Лев Игнатьевич ВАРШАВСКИЙ (1904-1967) - историк-публицист,
литературный и театральный критик, автор сценария "Алдар-Косе" (реж.
Шакен Айманов), книги «Искусство Казахстана» (с А. Канапиным), «Памятные
страницы» и др. Уроженец Санкт-Петербурга, он окончил факультет
общественных наук Ленинградского университета. 1918 -- Главная книжная
палата. 1919-1920 -- рабочий Трудовой коммуны. 1921-1926 -- секретариат
Коминтерна, переводчик, личный секретарь Карла Радека. 1926-1928 -- зав.
кабинетом иностранных языков Военно-политической академии СССР.
1928-1937 -- журналистская работа. Печатался в "Ленинградской правде",
"Известиях", "Красной Звезде", "Красной газете". Редактор ЛенОГИЗа.
1938 год – арест. В 1939-м выслан в Алма-Ату. 1940-1941 -- старший
научный сотрудник библиотеки им. А. С. Пушкина. 1941-1946 --
уполномоченный Союза писателей Казахстана и председатель русской секции
Союза писателей Казахстана (нештатно). Устраивал жизнь и быт
эвакуированных деятелей культуры. 1946-1948 -- научный сотрудник, и.о.
зам. директора по научной части библиотеки им. А. С. Пушкина. Начиная с
кампании космополитизма 1948 года по май 1958-го на работу нигде не
брали. Лишь в 1958 году по приглашению Шакена Айманова Варшавский пришел
на студию "Казахфильм", где до последнего дня своей жизни руководил
сценарной мастерской.
Книга длиною в жизнь У книг, как и у людей, - своя судьба. Недавно в Алматы увидел свет двухтомник поэта Льва Щеглова «Стихи из чемодана». В
самом названии раскрывается неординарность личности и творчества
автора. Он мог написать стихи влёт - строфы складывались удивительно
точно, ёмко и ярко. Пара-тройка исправлений, и вот уже свежеиспечённые
стихи с возгласами и восторгами оценивают друзья и коллеги. Писал много,
печатался мало. Творчество Льва Щеглова было далеко от догм
господствовавшей идеологии, ему куда ближе ирония, некое восхищение и
умиление. Проработав много лет в казахстанском издательстве «Жазушы»,
издававшем массовыми тиражами стихи и рассказы, сам в советское время он
издавался мало. Собрание произведений появилось благодаря усилиям
Людмилы Енисеевой-Варшавской. Стихи мужа вышли шикарным фолиантом в
твёрдом переплёте, под которым известный казахстанский журналист собрала
большую часть его творчества.
Бахытжан Канапьянов. Поэт.
Вице-президент Ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей
республики Казахстана. Родился в 1951 году. Член Союза писателей
Казахстана, Союза кинематографистов СНГ и стран Балтии, Русского и
Казахского ПЕН-клубов. Заслуженный работник культуры Республики
Казахстан, лауреат премий Ленинского комсомола, им. Смагула Садвакасова,
«Тарлан». Автор многих поэтических книг, вышедших в Казахстане, России,
США, Канаде, Великобритании, Малайзии. Стихи Бахытжана Канапьянова
переведены на 15 языков мира. «Стихи я еще в школе писал, а более
осознанно – на втором курсе Политехнического института. И никому не
показывал. Хотел уже и институт бросать. Мама не выдержала и, как всякая
мама, сказала: «Закончи институт, а потом делай, что хочешь». И тогда
же тайком от меня отнесла стихи дядюшке – известному архитектору Шоте
Валиханову. Он показал их Олжасу, а тот говорит: «Парень талантливый,
приводите его». Олжаса я у дяди в то время часто видел и при встрече
сказал ему, что он, конечно, титан. Олжас Омарович ответил шуткой: «
Титан – это кипятильник». Я приносил свои
«СТИХИ ИЗ ЧЕМОДАНА» - так называется выпущенный мною недавно двухтомник стихов Льва ЩЕГЛОВА – очень близкого и дорогого мне человека. В выходных данных значится: - Этот сборник из двух книг включает в себя значительную часть того, что было написано поэтом Львом Щегловым (1932-1996 гг.). Здесь лирическая и ироническая поэзия, исторические циклы и остросюжетная тематика, стихотворные репортажи и посвященные творчеству разделы, сказочки для взрослых и детей. Перо поэта оригинально, своеобычно и своенравно. - Лев Сергеевич Щеглов (1932-1996 гг.) - поэт, автор 11 стихотворных сборников, изданных в Москве и Алма-Ате. Переводчик. С 1971 по 1978 год работал в издательстве "Жазушы". Редактор 20 книг казахстанских поэтов. Мастер иронического стиха, печатался на 16 полосе "Литературной газеты", в журналах «Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Крокодил», «Сибирские огни», «Простор», «Нива». - Поэт с большой буквы – так представляет автора этого сборника сайт «Московские писатели». Лев Сергеев...